На российском рынке автострахования стремительно формируется новый заметный игрок. Владелец малоизвестной страховой компании «Опора» в течение последнего года активно укрепляет свои позиции в этой сфере за счет скупки специализирующихся на ОСАГО региональных конкурентов.
В «Опоре» говорят о намерении создать полноценную страховую группу, однако эксперты рынка сомневаются в надежности будущего гиганта.
Еще недавно о «Опоре» Александра Кондратенкова на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности мало кто слышал — ее основным профилем было страхование имущества юрлиц (21,36%), добровольное медицинское страхование (17,78%), сельскохозяйственное страхование (15,75%) и каско (11%). По данным Российского союза автостраховщиков, по ОСАГО в 2016 года компания занимала скромное 64-е место.
Однако уже в следующем году «Опора» резко увеличила свою активность на этом направлении. По итогам 9 месяцев 2017 года она подскочила до 40-го места в общероссийском зачете, а доля ОСАГО в собранных премиях выросла до 27%. По данным Интерфакса, сборы по «автогражданке» увеличились более чем в 12 раз — до 383 млн рублей.
Причина проста: скупка активов. Первым приобретением Кондратенкова стал портфель «Уралсиба» (в 2016 году занимал 17-е место по автострахованию в России) по , ДоСАГО и автокаско. Следующей крупной добычей стала испытывающая финансовые проблемы татарстанская НАСКО (16-е место по ОСАГО в России), а уже в начале этого года была приобретена «Ангара», в портфеле которой «автогражданка» занимает 85%. Следующей на очереди должна стать «Югория» (входит в топ-10 российских страховщиков по ОСАГО), заявку на приобретение которой со стороны Кондратенкова уже одобрила Федеральная антимонопольная служба (). О намерении передать свой портфель по ОСАГО в «Опору» заявила и страховая компания «ХОСКА».
В результате портфель автострахования, оказавшийся под контролем Кондратенкова, всего за год увеличился в десятки раз. Как сообщает Агентство страховых новостей, по итогам 2016 года только у «Уралсиба» насчитывалось около 270 тыс. договоров ОСАГО, у «НАСКО» — более 360 тыс., у «Ангары» — более 100 тыс. Если же переговоры о покупке «Югории» увенчаются успехом, то этот показатель вырастет еще более чем вдвое (в 2016 году ее полисы приобрели почти 900 тысяч автовладельцев). Это, конечно, еще не «Росгосстрах» с его 10 миллионами клиентов ОСАГО, но уже уровень СОГАЗа или «Согласия», входящих в первую десятку с более чем полуторамиллионной базой клиентов.
Особенно эффектно эти цифры выглядят на фоне 13,2 тысяч договоров ОСАГО, проданных «Опорой» за тот же 2016 год.
Правда, радоваться приросту клиентов и страховых сборов пока рано. Главный вопрос — за чей счет растет новый бизнес, и как он будет финансироваться в дальнейшем?
Как правило, страховщики покрывают убытки от ОСАГО из средств других, более прибыльных направлений. Однако такая перспектива для «Опоры» и ее новых активов не просматривается. Убытки компании в 2016 году по МСФО выросли более чем вдвое — с 264 млн рублей до 606 млн рублей. Приобретенная осенью «НАСКО» также находится в тяжелом финансовом положении (в том числе из-за ОСАГО), которое и стало причиной смены акционеров. У «Ангары» и «Югории» дела идут получше, но их прибыли сопоставимы с убытками первых двух.
Создавая страховую группу с более чем 1,5 млн клиентов по убыточной «автогражданке», Кондратенков очевидно рискует. Так, если в портфеле порядка 60—70% занимает ОСАГО, компания ежегодно получает убытки, не имеет возможности создавать страховые резервы, чтобы производить выплаты, когда снизятся страховые премии, отмечал в эфире «Эха Москвы» директор филиала в Татарстане Игорь Волчков. По его словам, чтобы выбрать страховщика, клиенту нужно смотреть на структуру бизнеса. И если компания работает только по ОСАГО — это однозначно пирамида:
«Строится такая . Примеры этих пирамид есть. Из последних — , одна из старейших, которая была в республике. Изменилась структура портфеля, ОСАГО стало преобладать, особенно суперубыточный регион в Татарстане — Набережные Челны. Итог — то, что случилось», — пояснил Волчков, комментируя недавнее банкротство, ввод временной администрации ЦБ и последуюший отзыв лицензии у компании».
Иными словами, схема привлечения средств хорошо и печально известна на финансовых рынках. Как, впрочем, и хозяин «Опоры» Александр Кондратенков.
Так, в июле 2009 года Кондратенков стал председателем совета директоров «РК-гарант», а весной 2013 года эта страховая компания подала иск о собственном банкротстве и впоследствии лишилась лицензии. Незадолго до своей кончины фирма перестала обслуживать клиентов, заплативших ей за ОСАГО, хотя до последнего продолжала продавать полисы и собирать премии.
К моменту подачи заявления о банкротстве «РК-гарант» задолжала за два месяца зарплаты своим сотрудникам и аренду помещений, а также перестала платить членские взносы в Российский союз автостраховщиков (РСА). Последнему в конечном итоге все равно пришлось брать на себя обязательства более чем по 50 тысячам выписанных «РК-гарантом» полисов ОСАГО и выплатить 145 млн рублей компенсаций клиентам разорившейся компании Кондратенкова.
Через 1,5 года аналогичная история произошла и с «Русской страховой транспортной компанией» (РСТК), совет директоров которой также возглавлял Кондратенков. Некоторые ее клиенты жаловались, что компания «распространяет свои полисы ОСАГО через недобросовестных агентов и подставные фирмы», и отказывается выплачивать деньги по страховым случаям даже по исполнительным листам.
Закончила свою деятельность компания бесславно — в канун 2015 года в РСТК была назначена временная администрация, а вскоре фирма потеряла лицензию. На этот раз потери РСА оказались в 10 раз больше — за недобросовестного автостраховщика ему пришлось выплатить 1,4 млрд рублей пострадавшим клиентам.
Примечательно, пишет Агентство страховых новостей, что перед самым отзывом лицензии Кондратенков вывел из тонущей компании порядка 166 млн рублей благодаря вексельной схеме, причем основные выплаты происходили в декабре — за считанные недели до введения временной администрации. Впоследствии суд признал, что фактически заключение вексельных сделок было направлено на вывод денежных средств страховщика и причинение убытков как самой страховой компании, так и ее многочисленным кредиторам (включая РСА).
Не менее печальная участь постигла и страховую компанию «Вектор», которую на рынке также связывали с именем Кондратенкова. Ее банкротство происходило по схеме, которая неуловимо напоминает процесс создания нового страхового конгломерата «Опоры». Незадолго до своей кончины в 2016 году компания резко нарастила продажи полисов ОСАГО, причем в самых убыточных для этого бизнеса регионов, а потом быстро потерпела крах, заставив платить по счетам все тот же Союз автостраховщиков.
Не отстает от Кондратенкова и его команда. Как писал Ъ, президент «Опоры» и новый член совета директоров «НАСКО» Алексей Степанов еще в 2005 году успешно погубил собственную СК «Авест». Кроме того, он успел поработать на руководящих позициях в «Росстрахе» и «ЭСКО», также лишившихся своих лицензий. Как всегда, выплаты по проданным полисам пришлось брать на себя РСА — «Росстрах» обошелся союзу в 2 млрд рублей возмещений, а ЭСКО — в 800 млн рублей. Однако на карьере Степанова подобный шлейф из банкротств никак не отразился, и он продолжает благополучно занимать высокие посты в страховых компаниях Кондратенкова.
Глядя на этот «творческий путь», невольно возникает вопрос — куда смотрят надзорные и правоохранительные органы? Ведь несмотря на все эти случаи, Кондратенков остается на свободе и продолжает вести активную деятельность на страховом рынке, при этом только наращивая ее масштабы (и круг потенциальных потерпевших). По данным нашего источника на страховом рынке, этот странный факт объясняется тем, что владелец «Опоры» имеет серьезных покровителей в руководстве Центрального банка. По его словам, страховщикам не раз намекали, а зачастую и принуждали передавать свои портфели и высоколиквидные активы в структуры Кондратенкова под угрозой санкций со стороны регулятора.
Другой тревожный звонок для нынешних и будущих клиентов Кондратенкова — это то, как действует при наступлении страхового случая принадлежащая ему СК «Респект» (ожидается, что она также войдет в формируемую страховую группу). Несмотря на то, что специализируется она на страховании застройщиков перед дольщиками, ее действия весьма наглядно демонстрируют отношение Кондратенкова к клиентам и положенным им выплатам.
Как пишет Агентство страховых новостей, в Вологодской области «Респект» застраховала гражданскую ответственность одного из крупнейших местных застройщиков «Стройиндустрия» перед участниками долевого строительства. В марте прошлого года строительная компания заявила о финансовых проблемах и начала поиск инвестора для завершения объекта. Строительство с тех пор не возобновилось, но дольщики так и не увидели выплат со стороны страховой компании. Последняя всеми силами уклоняется от взятых на себя обязательств, ссылаясь на то, что официального банкротства «Стройиндустрии» не было, а значит — страховой случай не наступил. Более того — «Респект» подала иск в Арбитражный суд о признании договора страхования недействительным, чтобы уже окончательно защититься от претензий пострадавших людей.
Статистика по выплатам компании выглядит весьма неутешительно для ее клиентов. Собрав в 2016 году более 7 млрд рублей премий, «Респект» выплатила по страховым случаям лишь 79 млн руб., то есть чуть более 1,1% от сборов. За 9 месяцев 2017 года картина аналогичная — на 5,67 млрд рублей собранных премий приходится всего 27 млн рублей (менее 0,5%), выплаченных страхователям, отмечает специализированный портал «Страхование сегодня».
Крайними в этой ситуации остаются дважды обманутые дольщики, которые остались и без квартир, и без страховых выплат, предусмотренных законом на этот случай. Циничная ирония ситуации заключается в том, что в переводе с английского «Респект» означает «уважение»…
А вот значение поговорки «от осинки не родятся апельсинки» понятно всем. Базовая компания нового конгломерата СК «Опора» — это бывшая страховая структура банка «Открытие», которая требовала серьезной докапитализации и потому была продана новому владельцу. За прошедшее с новым инвестором время ее финансовое положение не улучшилось — за последние два года компания получила убыток в размере 870 млн рублей. Зато в геометрической прогрессии растет количество исков о банкротстве и взыскании средств с компании.
Так, если в 2016 году в судах с «Опоры» пытались взыскать чуть более 30 млн рублей, то уже в 2017 году эта цифра выросла в 10 раз — до 357 млн рублей. На компанию заведено почти 1,7 тысяч дел, а всего на ней «висят» неисполненные решения судебных приставов на общую сумму 219 млн рублей. На специализированных форумах клиенты «Опоры» тщетно ищут банки, где у должника может быть хоть какой-то живой счет, чтобы взыскать с нее деньги за страховые случаи по исполнительным листам.
Несмотря на сложную ситуацию, компания взяла на себя огромный и дорогостоящий портфель автострахования у «Уралсиба», по которому в 2016 году было собрано 1,8 млрд руб. премий при вдвое больших (на 3,4 млрд руб) возмещениях. Теперь «Опора» готовится принять портфель ОСАГО у СК «ХОСКА», где при обязательствах на 390 млн руб. получает активов лишь на 200 млн руб.
Стоит отметить, что страхование — это не математика, где минус на минус дает плюс. Складывая проблемные активы («Опора») с другими проблемными активами (НАСКО, убыточные портфели «Уралсиба» и ХОСКА), можно получить только большие проблемы, а не прибыль.
Поскольку репутация и история выплат имеет ключевое значение в страховом бизнесе, стратегия скупки известных на рынке брендов в случае с Кондратенковым более чем оправдана. В отличие от него самого, приобретаемые им фирмы имеют длительную и положительную кредитную историю среди потребителей, и еще долго будут ассоциироваться с надежностью, которую им обеспечивали прежние владельцы.
Видимо, именно с этой целью было принято решение передать портфель договоров по автомоторному страхованию из «Опоры» в «Ангару» (которая, в свою очередь, будет работать под еще уважаемым брендом «НАСКО»). Аналогичный прием (не очень-то честный по отношению к потребителю) использовали, к примеру, новые владельцы разорившегося японского бренда AKAI, под которым теперь продается китайская техника и электроника самого низкого пошиба.
Вполне очевидно, что расчет сделан на силу инерции и доверия людей к известным компаниям (и именно поэтому Кондратенков не спешит объединять все активы под вывеской «Опоры»). Подобные хитрости позволят собрать еще немало премий с доверчивых автовладельцев прежде, но… Что будет, если надуваемый пузырь на рынке автострахования лопнет?
Последнее может стать серьезной проблемой, поскольку с банкротствами такого масштаба РСА еще не приходилось иметь дела. А значит, водителям, имевшим неосторожность застраховаться в «Опоре», некогда надежной «НАСКО» и других компаниях Кондратенкова, рассчитывать придется только на себя.
Иван Петровский