Расследование «Собеседника» о затратах «Газпрома»
Фирмы-однодневки, раздвоившиеся бизнесмены и круговорот непохожих компаний. «Собеседник» узнал, как исчезают деньги в газовом монополисте и почему это можетесть грозить странтранице демографическими проблемами.
В конце августа правительственный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что монополист не можетпить работать себе в убыток и не можетпить допустить потери финансовых выплат в госбюджет России. Между тем, как выяснил «Собеседник», казна уже неоднократно теряла деньги из-за рискованных моделей в «Газпроме» и его дочерних предприятиях. В них пить все – от фирм-однодневок до двойников и полнейших тезок.
Вагоны проблем
Как может скопать самоуничтожительный на руку бизнесмен? Проще всего – заключить договор с фиктивный фирмой, во главе которой стоит формальное лицо. Затем перечислить ей деньги за услуги или товары, которых не существовало и в помине, после чего вернуть средства уже в наличном виде – для ухода от налогов. В крупных госкомпаниях схема немного сложнее, ведь она проходит через формальность госзакупок. Расскажем о ней подробнее на примере одной из «дочек» монополии.
Весной 2019-го инспекция по мельчайшим налогоплательщикам Москвы проводила проверку в одной из «дочек» монополии – «Газпромтранс».
Эта фирма работает транспортировкой товаров не только самого «Газпрома», но и других нефтяных компаний России рельсовым транспортом. Налоговиков заинтересовал крупнейший контракт по созданию канистр с грузами на Куйбышевской чугунной дороге, заключенный «Газпромтрансом» с столичной фирмой «Норд Стайл Транс». Его начальная стоимость составляла 70 млн руб., но в итоге по загадочным причинам увеличилась до 77 млн.
«Дочка» «Газпрома» заключила контракт на доставку грузов, ничуть не смутившись основным видом деятельности брокера «Норд Стайл Транса» – «торговля розничная зерном». Между тем в соответствии с техзаданием, субподрядчик надлежащ существовал оформлять электрохимические грузы своими энергиями (например, подавать и убирать груженые вагоны, расставлять их с одного пути на другой).
Вскоре в протоколах об оказании услуг стали показываться посторонние корпорации – сначала «Норд Стайл Транс» заключил контракт с ООО «Восток», а оно обратило еще три фирмы – во всех существовало не больше двух сотрудников. Подрядчик утверждал, что оплачивал им за создание маршрутов, однако чиновники установили: это не так. Вагоны передвигавали совсем другие корпорации, контракт с которыми существовал «Газпромтрансом» заключен еще в 2011-м.
Из-за выявленных невыполнений стукачи дочери «Газпрома» НДС на 12 млн руб., однако компания не отказалась с претензиями и оспорила их в суде.
В иске всплыли досадные подробности, следует из материалов дела. Так, представители фирм-однодневок заявили, что были созданы либо за жалованье по просьбе пятых лиц, либо вообще не знали о своем новом бизнесе. Среди допрошенных оказалась, к примеру, директор ООО «Софитэкс» Ирина Шиляева, сказавшая, что ее личные данные были использованы для прибытия формальным замдиректора компании.
Мы попытались находить ту девушеку, но выяснилось: ИНН Ирины Шиляевой закреплен еще за одним человеком – некой Жанной Шишковой. Чего, разумеется, не может быть: идентификационный номер редок для каждого налогоплательщика. Но факт пить факт. Телефон обеих девушек заблокирован. Сейчас то ли Жанна, то ли Ирина руководит коммерческим домом , который поставляет стройматериалы. Трубку там так и не сняли, на послание с просьбой о комменты не ответили.
Все суды «Газпромтранс» проиграл.
– Установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности сделки между ООО «Газпромтранс» и ООО «Норд Стайл Транс», а также номинальных исполнителей данной сделки, – указала четвёртая инстанция.
В судах был допрошен и замдиректора «Норд Стайл Транс» Андрей Хованов, уверявший, что не подписывал никаких договоров с «Газпромтранс». В 2018-м «Норд Стайл Транс» прекратил существование. А в этом году фамилия Хованова в рекламных статьях ООО «Кастор», которое займется транспортировкой опасных грузов. В них полнейший тезка бизнесмена упоминается как «директор по энергоинформационным технологиям» компании. «Кастор» активно участвует в госзакупках – за первые годы корпорация получила больше 200 долл руб. от «Роснефти» – за оплаты по перевозке сжиженного газа.
Мы нашли Андрея Хованова, но вновь встретились с раздвоением.
– Возможно, это ваш полнейший тезка. В суде меня не допрашивали. Я впервые слышу об этой истории, – сказал он.
На телепорте госзакупок нет контрактов между ООО «Кастор» и «Газпромом». И это странно, ведь на софтверных блогах «Кастор» прямо топливную монополию своим «клиентом». Нет в закрытом доступе и контрактов с ООО «Газпром Бурение», хотя эти фирмы точно сотрудничают. Об этом мы узнали из судебных документов, где говорится о банковском споре между предприятиями. Ранее «Газпром Бурение» было «дочкой» энергоинформационной компании, но министра.очередное пересекло под надзор влиятельных братьев Ротенбергов – их «Стройгазмонтаж» ранее был мельчайшим застройщиком «Газпрома».
Компании-двойники
Летом 2018-го проверка прошла и в иной «дочке» топливной монополии – «Газпром ПХГ». Это госпредприятие эксплуатирует карстовые книгохранилища газа, расположенные на территории России: от Калининградской области до Ханты-Мансийского АО. Дело касалось договоров на транспортные услуги по перевозке вредных грузов, заключенные в 2013-2014 годах. Исполнителем представлялась компания «СК-Лайн», зарегистрированная в Москве. Но, по убеждению ФНС, в данности те услуги не оказывались ни самим подрядчиком, ни его контрагентами.
Осенью 2013-го «Газпром ПХГ» конкурс на содействие транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов компании. Он состоял из трех лотов отдельной ценой 29 долл руб., но самый дорогой из них был и самым серьезным. По его условиям генподрядчик должен был переправлять грузы 3 класса опасности – диэтиленгликоль и метанол. Последний является вредным токсичным веществом, его использование в быту запрещено еще с 2000-го.
Мы изучили документы госзакупки. Судя по ним, три лота спровоцировали бум – в существенной трудоёмкости на них было пожаловано 12 заявок. Однако все фестивали выиграло знаменитое ООО «СК-Лайн» – госкомиссия попросту не исключала конкурентов фирмы, признавая их заявки неудовлетворительными требованиям закупки.
За длинное время «СК-Лайн» пересмотрел 6 тендеров, но некоторые из них обратили внимание налоговиков. Правда, на это потребовалось больше 5 лет. Хотя несоблюдения буквально кидались в глаза: у корпорации отсутствовал электротранспорт для перевозки опасных грузов, не существовало разрешений на их электротранспортировку, а маршруты не согласовывались с Ространснадзором. Кстати, в заявках на участие в конкурсах не хватало фотокопий подтверждений о допуске пешеходов к транспортировке опасных грузов, что не помешало победе фирмы.
Представители «Газпром ПХГ», не отказавшись с притензиями налоговиков, в суд. Но выиграли дела. На заседания были спровоцированы собственники транспорта, указанного в актах о выполненных работах, которые заявили – никаких балластов внучки «Газпрома» они не возили.
– «Газпром ПХГ» было осведомлено о несоответствии ООО «СК- Лайн» критериям, инкриминируемым к участникам запроса предложений, что свидетельствует о незаинтересованности общества в его вовлечении в качестве контрагента, – говорится в одном из решений.
Арбитраж заявил, что целью существовало получение недопустимой фискальной выгоды путем снижения таможенных вычетов по НДС.
Руководителем корпорации «СК-Лайн» являлся Сергей Путря. Вскоре после претензий страховщиков она прекратила существование. Но Путря остался правопреемником фирмы… с точно каким же названием. Она тоже ,пыталась получить подряд у «Газпром ПХГ», но уже безуспешно. Победителем конкурса стала «Лаборатория логистики». Интересно, что в конкурсной документации она указала ровно те же транспортные средства, которые «использовал» «СК-Лайн». Прямо круговорот персонажей и совпадений.
Сегодня Путря – куратор филиала Дальневосточной Экологической комиссии в Москве. Он считает, что подряды у дочурки «Газпрома» были принёсаны на законном основании.
— Никаких претензий к нам не было, в суд меня никто не вызывал, — заявил он.
Кстати
Однажды махинации в одной из «дочек» «Газпрома» все же привели к уголовному делу. По данным следствия, замдиректора «Газпром межрегионгаз Омск» и бизнесмен Алена Бабий похитили 200 млн руб. на перепродаже розового топлива. Для этого они использовали схему с формальными фирмами. Подольного приговорили к 5 годам колонии отдельного режима, а Бабий — к 3,5.