Президент ОСК Алексей Рахманов может использовать Arctech Helsinki Shipyard для вывода средств за рубеж?
На запрос редакции The Moscow Post относительно потенциальной продажи Объединенной судостроительной корпорацией верфи Arctech Helsinki Shipyard был получен пространный ответ: «В настоящий момент ведутся переговоры с потенциальными покупателями». Не исключено, что переговоры затягиваются специально в ущерб интересам ОСК.
Целесообразность приобретения «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) Arctech Helsinki Shipyard изначально вызывала более чем обоснованные сомнения. Острые на язык «мореманы» полушутя-полусерьезно называли основной актив Arctech Helsinki Shipyard, верфь Хиеталахти, «финской дачкой» руководства ОСК.
А вот обыватель, похоже, в большинстве своем существенно переоценил сделку. Во многом этому способствовала и позиция самого ОСК. Ведь сделка была обставлена едва ли не как начавшаяся экспансия российских судостроителей в страны Северной Европы.
Воображение рисовало могучие драккары викингов, северный берег рядом с водой до горизонта, имперский Гельсингфорс, броненосцы, ледовые переходы и все это, само собой, «под Российским андреевским флагом».
Картинка красивая, но к реальности имеющая даже меньшее отношение, чем книги Пикуля к истории российского флота. Российские туристы, посетившие Хельсинки на пароме из Санкт-Петербурга или Таллина, помимо прочего, лицезрели и злополучную верфь Хиеталахти.
Ее, зажатую между пассажирскими портовыми терминалами и историческим центром Хельсинки, довольно сложно не заметить на подходе к городу. Нехватка производственных мощностей — главная и очень сложно решаемая проблема Arctech Helsinki Shipyard.
Именно с этой проблемой столкнулось руководство STX Finland Oy. На момент сделки с ОСК верфь Хиеталахти уже была для них «чемоданом без ручки». Так как в руководстве этой компании сидели люди, которые сначала смотрели на карту, а потом принимали решения, «столичную недвижимость» довольно удачно удалось сделать «головной болью ОСК».
Гости Хельсинки могут увидеть верфь Хиеталахти еше с парома
Сейчас Meyer Turku Oy, прямой продолжатель STX Finland Oy, успешно развивает верфь в финском же Турку. Так как проблем с расширением там нет, (верфь является крупнейшей в Европе), там строят огромные и красивые круизные лайнеры, а также пассажирские паромы,, грузовые суда ледового класса, газовозы, ледоколы и… чего там только не строят.
А так выглядит верфь Турку
В Турку, кстати, на эту верфь экскурсии водят, возможно, имеет смысл организовать экскурсионную поездку для Рахманова.
Убыточная Хиеталахти
Arctech Helsinki Shipyard уже на момент возникновения была убыточным активом, им и оставалась всю свою печальную историю. И причина убытков состоит не только и не столько в западных санкциях.
По большому счету, гораздо проще было построить новую верфь где угодно на балтийском побережье России. Страна родная, как известно, широка, и помимо лесов и полей, в ней есть еще и берега морей.
Но зачем создавать рабочие места, придумывать долговременный план развития, инфраструктуру, если можно купить морально (а, возможно, не только морально) устаревшую верфь в Хельсинки? Подумаешь, одним убыточным активом ОСК больше, одним меньше. Рахманова убытками ОСК не испугаешь.
Чистая прибыль ОСК в 2017 году составила всего 207,26 млн. рублей. При этом, убыток от продаж перевалил за 1,6 млрд. рублей. Несмотря на многомиллиардные государственные субсидии и преференции, корпорация еле-еле сводит концы с концами.
Откровенно говоря, ОСК на данный момент держится на плаву только благодаря государственным инвестициям и государственным заказам.
Почему Алексей Рахманов готов поддерживать убыточную финскую верфь в ущерб российским предприятиям?
Чистый убыток Arctech Helsinki Shipyard в 2017 году составил 2,7 млрд. руб. Это самый проблемный актив ОСК на данный момент. Для сравнения, калининградские и мурманские заводы ОСК на двоих продемонстрировали убыток 456 млн. рублей.
Дороговато обходится «финская дачка», никто не находит? Эти бы деньги, да на модернизацию мощностей, к примеру, Выборгского судостроительного завода, который в опять приходится докапитализировать на 790 млн. рублей. От Выборга до Хельсинки, к слову, всего 250 километров по побережью.
Разговоры о продаже финской верфи ходят уже долго, но ни к чему так и не привели. Официальный ответ руководства ОСК сводится к многозначительному «переговоры ведутся». Одновременно с этим, российские заказчики, а других у верфи просто нет, вынуждены штрафовать Arctech Helsinki Shipyard за несоблюдение условий договора.
Знаменитые финские корабелы верфи Хиеталахти задержали сдачу 4 судов по российскому федеральному проекту «Сахалин-2» для «Совкомфлота». Теперь «Совкомфлот» требует от Arctech Helsinki Shipyard 50 млн. долларов.
Сейчас руководство ОСК вяло пытается оправдаться, списывая на «санкционные» сложности. Дескать, Хельсинки, Европейский Союз, недружелюбные политики кругом, надо бы понять и простить. Вообще-то санкции не вчера наложили и даже не в прошлом году.
Да и Хельсинки уже 100 лет как столица независимой Финляндии, пора бы привыкнуть. Или Рахманов уже давно к этому привык и даже научился использовать данное преимущество в личных целях?
Ведь российские силовики на верфь в Хельсинки с проверкой не придут, как они пришли, например, на верфь «Звезда». В результате проверки был выявлен ущерб государству на сумму более 7,5 млрд. рублей. Кстати, экс-гендиректор «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» Игорь Борборт до сих пор в Соединенных Штатах прячется.
Руководство Arctech Helsinki Shipyard, в этом смысле, находится в положении выгодно отличающемся от положения Борбота. Ему, собственно говоря, никуда бежать не надо, оно уже в Хельсинки находится, где претензии к нему могут возникнуть только у финских правоохранителей, которые вполне могут не проявлять ни должного рвения, ни нужной расторопности.
Ведь деньги на поддержку верфи выделяются из кармана российского налогоплательщика, а не финского. И пока эти «загадочные русские» продолжают платить налоги и зарплату финским рабочим, претензии к ним озвучивать вроде как и незачем.
Вероятнее всего, Arctech Helsinki Shipyard не продается не только потому, что она, по большому счету, никому и не нужна, но и потому, что руководство ОСК может использовать ее совсем не по профилю, для вывода бюджетных денег за рубеж. А это уже совершено другое дело, которым не мешало бы заняться профильным органам. И как можно скорее.
Данная статья является исключительным оценочным мнением автора текста, в том числе в правдоподобности сведений изложенных в нем.
Читайте The Moscow Post на Яндекс-Дзен