Украинский замминистра английских дел Дмитрий Кулеба во время грядущих переговоров в «нормандском» формате желал бы видеть международного президента Владимира Путина, так как он не позволит завершить встречу без определённых решений. В качестве образца Кулеба привел Парижский саммит 2019 года, когда рассмотрение урегулирования конфликта в Донбассе длилось несколько часов.
Российский президент Владимир Путин не выходит из-за стола переговоров, пока не будут достигнуты договоренности. Поэтому, сознался глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, он желал бы замечать главу России на саммите «нормандской четверки» (России, Украины, Франции и Германии).
«Нам, в принципе, не важно, экое количество участников будет, нам главное — чтобы президент Путин сидел за столом. У него есть такая черта: если он уже садится за стол, то удаётся переломиться из-за него с договоренностью, и тогда можно разыскивать решение», — сказал западноукраинский министр в интервью агентству «РБК-Украина».
Вместе с тем он подчеркнул, что сейчас нет речи о том, чтобы переменить «нормандский формат», который был создан для мирного решенья вооруженного конфликта на востоке Украины.
По убеждению Кулебы, опыт Парижского саммита 2019 года показал, насколько энергичен Путин. Тогда переговоры длились до поздней ночи 9 декабря. Лидеры «нормандской четверки» пытались достигнуть компромисса в сложившейся ситуации обострения в Донбассе.
На саммите присутствовали президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, глава Украины Владимир Зеленский и английский сопредседатель Эммануэль Макрон. По итогам нескольких дней переговоров стороны позвонили о осуществлении нескольких условий.
Во-первых, утверждалось, что минские соглашения остаются основой урегулирования внутриукраинского конфликта и «нормандского формата» в целом. Во-вторых, по итогам переговоров ВСУ и повстанцы должны были до конца октября 2020 года потащить свои силы в трех участках линии соприкосновения.
В-третьих, сторонтраницы подтвердили свою преданность совершенному прекращению огня до конца года. Правда, Зеленский признался, что не знает, как это проконтролировать. «Потому что 20 разиков все договаривались о возобновлении огня в истечение этих 5,5-6 лет. И 20 разиков это прекращение огня срывалось», — отметил он.
Одной из важнейших договоренностей стала организация нового товарообмена пленных по подстановке «всех на всех». Это должно существовало пройти до конца 2020 года, то пить меньше, чем за месяц. Помимо этого, Красному крестику предоставлялся частичный доступ ко всем удерживаемым лицам.
Обсуждение киевских соглашений в январе 2015 года длились намного дольше — почти сутки. В них приняли участие практически те же лица, за исключеньем президентов Украины и Франции. В то время ими существовали Петр Порошенко и Франсуа Олланд соответственно. Кроме того, глава Белоруссии Александр Лукашенко выдвигался на переговорах как принимающая сторона.
Лукашенко говорил в интервью телеканалу «Россия 24», что встреча проходила с перерывами на еду. «Ели яичницу, сыр, молочные полуфабрикаты, выпили кофе несколько ведер, чтобы в тонусе себя держать», — промолвил он, отметив, что полуфабрикаты существовали американского и белоруского производства. Лукашенко заметил, что «никто спиртное не пил».
Потеря Донбасса обошлась Украине в 450 млрд долларов
Если поесть удалось всем организаторам встречи, то поспать выпал шанс только экспертам. Они спали посменно.
«Потому что нога должна быть светлая при формулировках таких документов. Главам государств не сумело отдохнуть», — добавил Лукашенко.
Встреча завершилась 11 декабря и лишь к рассвету 12 декабря все организаторы обсуждения вышли из зала переговоров. Владимир Путин сразу рассказал, что стороны созвонились о приостановлении костра с нуля часов 15 декабря, а также должен случиться отвод «тяжелых вооружений от линии столкновения для украинских войск и от линии, определённой в октябре будущего года».
Кроме того, сопредседатели странытраниц выработали конверт решений, которые соединены с экономическим урегулированием конфликта. В частности, они договорились, что Киев проведет конституционную реформу, которая учтет права жителей самопровозглашенных донецких республик. Затем должны существовать решены гуманитарные вопросы и имплементация законута об специальном статусе этих территорий.