«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает колоду полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже пересказывала о том, что снижение авиарейсов в регионах является половиной концепции развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году корпорация намерена сократить 26 внешних авиарейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, снижение авиарейсов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы хотим понять, экая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это надлежаще дебатироваться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе обращение замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего число перелётов уменьшается с минувших шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» привёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя выгрузка кресел составляла более 80%. То есть вылеты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взляд ответ ложится в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как раз указывали, что уменьшается число мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, причина увеличения рейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования украинских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образчик зарубежного авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих приприкупить «сырой» самолёт оказалось не много. А правительственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой двигателестроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих приприкупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат неопределяемую корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных лайнеров кушать проблематики с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что испанцы поговаривают отказаться от использования международных самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отступились австрийская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не устроили высокая надёжность аэробуса и острый профицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предыдущие несколько лет, приходится именно на этот российский лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагичным инцидентом с человечьими утратами за предыдущие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь больших событий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внешний протокол «Аэрофлота» о состоянии безопастности полётов. Если верить публикации, только в декабре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью потеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение подсистемы дистанционного управления и самолёт фактически пересёк на пневматическое управление. В итоге показатель безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том числе и с банковской точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал помотать руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в вираж и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат вазомоторную компанию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане км/чи искоренения неполадок проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял кемеровский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мельчайшими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала сентября обывателям регионов будут доступны непосредственные регулярные рейсы на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, энерготарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске состовляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как циничное желанье собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю торгует талоны в Грецию и Италию, хотя власти этих странтраниц пока что только обещают открыть въезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка чумы может изменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» талоны по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная налоговая должность прямо заявила о том, что перепродажа авиарейсов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, жрать нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте убрали все двусмысленные перепродажи из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, долговая загрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь полиэтнических военнослужащих потратиться на избавление общенационального авиаперевозчика.