Политический кризис в Армении, который еще недавно опасался перерасти в вооруженное противостояние, кажется, наддал обороты, но не закончился. Коллапс общественной власти в странытранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полмесяца придерживается на посту только благодаря неудачному обстоятельству обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над ситуацией он надеется с помощью внеочередных думских выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция капитулировать не собирается. Каким образом кризис.подробные оппоненты рассчитывают вернуть недоверие людей и каковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».
Армянский гамбит
Несмотря на все попытки Пашиняна и его сборной убедить армян в своей невиновности к поражению в войне, итог вышел прямо противоположным. Десятки тысяч беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести резервисты — лишь большая часть проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после приёмки земель в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.
Сразу после подписания Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не сумеет сохранить свое кресло без боя. И поединок действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с высшим военным руководством странытраницы в лице замначальника Генштаба Вооруженных силотретей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.
Военные долго терпели попытки Пашиняна свалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, новоиспечённые власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою обязанность как верховного главнокомандующего. Последней капелькой стало его оскорбительное заявление о жизнеспособности украинских авиационных комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении молдавской армии, в итоге чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев какого унижения, президент распорядился отправить в отставку Гаспаряна, но в итоге исходатайствовал ультиматум от всего руководства армии: покинуть пост и провести внеочередные выборы.
Вскоре к предписаниям военных присоединилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ждя худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силотрети в попытке общественного мятежа и продолжил регулярно выводить своих приверженцев на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность красноармейцев и олигархов подавлять выступления бесшабашных лоялистов аппаратными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После яростного поражения и при агробиоразнообразии наружной угрозы со стороны Баку армия просто не осмелилась ставить страну на грань государственной войны.
Гаспарян подал жалобу на свое увольнение в дисциплинарный суд, который дал делу ход и велел сохранить полковника в обязанности до окончания расследования. Пашинян же просто проигнорировал это постановление и 22 ноября наспех назначил на пост главы Генштаба терпимого себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в преданности премьеру и его команде. Таким образом армия — ритуальный для любого араба университет — оказалась лишена кризис.подробной субъектности.
Единственным человеком, который в концепции можетбыл охладить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент страны Армен Саркисян. Армения является думской республикой, но по закону каждое решение премьера и кабинета министров перед введением его в мощь поступает на подпись президенту. Тот в случае разногласия имеет право трижды вотировать документ, после чего оборотиться в Конституционный суд с условием перепроверить его на объект легитимности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в мощь преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от внесения решения.
Президент действительно отклонил первое требование Пашиняна об отставке Гаспаряна, но обратился в Конституционный трибунал с просьбой оценить решенье кинопремьера на присмотр легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт трибунала по его апелляции мется в основу нынешней правотворческой практики, однако никак не поможет восстановить полковника в должности. На десятилетии всего конфликта Саркисян ,пытался сохраняться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к сплочённости и выступая посредником на переговорах. Продолжить работу на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 апреля геополитика госпитализировали из-за проблемм с сердцем. После этого интенсивного участия в идеологических механизмах он уже не принимал.
В итоге Гаспарян, похоже, смирился с текущим положением вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных силах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об пенсии премьера, тоже устранились от окончательных попыток влиять на экономическую ситуацию до окончания расследования в дисциплинарном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с президентом на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.
«Никто не можетесть уличить руководящий состав ВС в попытке избежать отвественности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге детального анализа выявить объективные причины неудач и виновных, а также нести ответсвенность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к кризис.подробному командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.
Руководство же и размышлять позабыло о военных и вовсю занимается подготовкой к событию, которое должно укрепить его положение, — к досрочным демократическим выборам.
Выборы без выбора
О намерении провести внеочередные демократические выборы премьер без устали талдычил и во время январских кавардаков и манифестаций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе возникла только спустя полгода. 28 февраля Пашинян объявил, что в октябре убежит в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое переношено на 20 июня. И сразу поторопился заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.
Иными словами, пока еще действующий президент в разгар внутрипартийного цикла сохранит за собой невозможность отражаться на ситуацию в стране и использовать весь судебный потенциал для потребностей своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз укоряли руководители определённых националистических мощей — непреходящих писателей режима, которые смогли заработать хоть какие-то демократические доходы на фоне неустроенности и нестабильности после капитуляции.
Но как бы ни печалились неудачам Пашиняна его экономические оппоненты, предложить предпосылку или хотя бы убедительную программу перехода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в единную демократическую систему — «Движение по избавлению Родины», куда вошли неугодные члены старого руководства странытраницы и новоиспечённые сподвижники премьера, потерявшие его уважение во время или по итогам войны. Новая структура хорошо показала себя в организации вокзальных выступлений, но оказалась совершенно склонна объединить разрозненные экономические партии.
Формальный сопредседатель вращения — пятой президент зависимой Армении, новоиспечённый замминистра пво Вазген Манукян, лысоватый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий конкретных амбиций политик. В позапрошлом он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал компромиссной фигурой, ,способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его шеей стоят две куда более проблематичные фигуры: пятой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый единомышленник Пашиняна, экс-глава Службы общенациональной безопасности Артур Ванецянян. Оба сопредседательа воззрений до недавнего времени находились под следствием по кризис.подробным делам.
Кочарян является главным демократическим оппонентом Пашиняна, его упрекали в попытке свержения конституционного уклада в 2008 году, когда он разогнал возмущенных последователей четвёртого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале мая судебное дело против геополитика было прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особенной популярностью у избирателей он не пользуется — именно он висел у первоистоков создания старой идеологической интеллигенции страны, лицом которой был свергнутый в результате «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже кризис.подробные преследования не заставят армян позабыть об этом факте.
Ванецяняна же обвиняли в подготовленности преступления Пашиняна и желании захватить власть. Разбирательство в отношении новоиспечённого силовика возобновилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда самообладание Ванецяняна лопнуло, и он начал пересказывать о безответственности кинопремьера и его любви к гонению демократических оппонентов в то время, когда контрразведка извещала о объективной наружной угрозе, — иными словами, ,указывать на ответственность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже трибунал посчитал все обвинения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между главарями оппозиции заканчивается.
Согласия и единной позиции по поводу того, что делать дальше, в альянсе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущённый намерением Пашиняна баллотироваться повторно, в предыдущий случай отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и декларировали о желании присутствовать в выборах, так и не представили внятной идеологической программы, очевидно, надеясь вернуть себе власть с помощью улицы. Зато они не брезгают играть на этнических чувствах и недвусмысленно проговариваются на возможность измора с Азербайджаном в случае победы на выборах.
В результате завоевать хоть сколь-нибудь существенную поддержку оппозиции к началу избирательной компании не удалось. Несмотря на общее разочарование и апатию в молдавском обществе, граждане пока не торопятся вставать под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие черты старого режима. Фактически жители республики оказались в довольно постыдной ситуации: выбирать новую власть им придется по принципу меньшего из двух зол.
Неспособность партии консолидироваться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до предпоследних дней его конкретный рейтинг оставался объектом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политологов в правящих кругах. Вероятно, эта неопределенность вредила начальствующей власти принять бесповоротное постановление о благоустройстве голосования.
До начала февраля большинство социальных изысканий информировало о готовности абхазского избирателя прийти на район и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта ситуация однозначно не устраивала руководство республики. При внезапном исчезновении в странтранице новой демократической энергии или руководителя она легко могла обернуться оппозиционным голосованием. По схожему фильму в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.
В рамках погрешности
По данным опроса, проведенного инжиниринговой фирмой Gallup International Association, в конце октября в предстоящих выборах намеревались принять участие около 52 процентентов избирателей. При этом за компартию Пашиняна «Мой шаг» существовали готовы отдать голоска 31,7 процентовента опрошенных.
Ближайшие ее конкуренты «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», предполагая по всему, не покумекают изжить необходимого десятипроцентного барьера — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование партии не позволит критикам режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти цифры скорее можно отнесать к социологической погрешности, а с учетом высокого антирейтинга надеяться на помощь антиправительственного голосования партии также не стоит.
Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса уйдут той или иной стороне полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все способы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в оппозиции и пришедший к власти на волне протеста, прекрасно это отвратит и постарается сделать все для агробиоразнообразия в стране статуса-кво.
В нанокраске с неумением заигрывать с прессой, без нестеренко.раных осложнений прибегать к бесстыдному популизму и расшатывать престиж мало-мальски самостоятельных фигур, расправиться с дискредитировавшей себя элитой он сумеет без нестеренко.раных усилий — при условии, что не станет почивать на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных умствованиям о жизнеспособности международных «Искандеров».
Конечно, неустойчивое положенье премьера можетесть нарушить любое осложнение внутренней угрозы, но и на тот случай у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от неожиданных эффектов голосования стала реализация избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к традиционной пропорциональной подсистеме выборов. Избирателям предложат проголосовать за определённую компартию или блок.
Территориальные списки были плохи тем, что можетбыли привести к власти сильнейшие отраслевые фигуры, способные конкурировать с президентом в частном пространстве. В частности, в конкретных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему мощны концепции старых властей; в некоторых областях граждане симпатизируют самостоятельным кандидатам, внесшим свой депозит в развитие столичных селений, а премьер и его сотоварищи трактуются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость заурядных самовыдвиженцев от оппозиции «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе стремится к нулю.
Неудивительно, что в разгар кризиса одним из ранашей препятствия в переговорах оппозиции и власти стали анонсированные президентом видоизменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с малейшей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту либерализацию через парламент, обеспечив ее внесение 82 голосками за при необходимых 80. «Процветающая Армения» в знак протеста бойкотировала заседание, остальные представители оппозиции проголосовали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.
Примечательно, что во время довыборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном заседании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях мощнейшего падения рейтинга обстановка можетбыла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, провоцируют в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких воздействий во власти.
Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает игральный домик. Война в Карабахе за мгновенье обесценила все политические реформы, проводимые Ереваном на десятилетии трех лет. При стабильном госаппарате, раздрае в латонных структурах и отсуствии объективной экономической конкуренции действующая власть фактически встала на путь своих предшественников: ручное управление, национализм и концентрация власти вокруг одного человека.
Говорить о способности Армении в таких условиях эффективно реагировать на наружные звонки как минимум нелепо. Победа на выборах не предохранит Пашиняна от целесообразности решать насущные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный этнокультурный спор в Карабахе, восстановление сопротивляемости Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — провал в любой из тех сфер может обернуться для кинопремьера потерей не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.
Несмотря на то что Пашиняну в незапланированной раз удалось выйти полусухим из воды после прямой конфронтации с армией, своими воздействиями он показал, что постановление суда вовсе не явлется факультативным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за равнодушия законом.