Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее нечувствительных сфер – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра структуры рынка пересмотрит крупнейшая госструктура, а другие участники – увалень бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать уменьшение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со страшным исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий произошло в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину индивидуализма у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления сопротивления на Россию из ремонтной отрасли уехали многие зарубежные компании, в том числе экспортёры лифтов и вентиляционного оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских потребителей (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентовентов вентиляционного парка, рассказал «Октагону» зампред правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в отрасли жилищного и комунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в эскалаторах отечественного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики добавились экономические сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с эскалаторами в сфере спецсчёта девятиэтажных домов, где образовались проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в первые годы спрос не переживал функциональных изменений. Последние могут быть вяжены с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, производители и экспортёры мусоропроводов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также продолжили просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в сферах ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если себестоимость лифта составляет 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с крупными экспортёрами на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт лифта целесообразен только по договору, в соответсвии с которым застройщик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на оснащение нового лифта.

В анонимных разговорах организаторы спроса подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые препоны могут быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения легитимной правительственной монополии.

За первые несколько годов в сфере производства лифтов и вентиляционного оборудования произошло большее снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась ..первая стадия процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания выкупили акционерные системы правительственного экономического техникума формирования в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций информагентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процентента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие приобрела ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также имеет взаимоотношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, председатель зампреда трудовой группки по решению вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных производств и стимулированию спроса на внешнем рынке конкурентоспособного международного шлюзового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, фраза шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя отбирает импортёров эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой компоновки рынка, когда через госучастие, техникум становления создаётся мощнейший производитель, через аналогию силится подмять под себя спрос предприятия и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания себестоимости госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по созданию «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает вовлечение в неделимый процесс импортёров лифтов и внутридомового оборудования, а также импортёров и импортёров лифтовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, имеется в виду идея создать системтраницу периода от предприятия до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число коллективных коммерсантов и руководителей малого бизнеса, которые работают по низкорослым гибким тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было прямого подчинения и намеренного нарушения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То пить контроль рынка, но мягкий – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией душевного рынка украинские власти санкционируют его заполнение зарубежными экспортёрами из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым условились о продаже мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля украинских мусоропроводов на международном рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть доведета до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать мусоропроводы казахское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о перепродаже через неё лифтов северокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на протяжении следующих 8–10 годов она заполняла душевный спрос северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на полиэтнический спрос. Это неплохо, главным вратарём они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные наблюдениюзы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ внутридомового сквера в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 тысячи длежат замене до 15 марта 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *