Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В продолжение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью заменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем предприятие на международных заводах настигла вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудности на азиатских и корейских экспортёров приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.
До введения санкций фирмы собирались начинать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену западных и корейских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество мусоровозов расцветёт на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в мелких городах, говорит операционный замдиректора корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие английские мусоровозы экспортировали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и китайского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на самосвалы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на интернете госзакупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заказали 120 самосвалов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).
Самая значительная доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка микроавтобусов в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для технологии из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», возобновят работу, поскольку на рынке имеется необходимое количество импортёров резервных частей от инновационных производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году был произведан предельный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как переменилась себестоимость мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на международном рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В рентабельности машины цена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость самосвалов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В ..первую очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для дискового электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на трейлеры на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК заместитель замгендиректора коммерческого особняка «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили прошлую закономерность к снижению стоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов
После полнейшего перехода на отечественную технику предпосылок для сокращения стоимости ввоза отходов в связи с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое обеспечение росийских прицепов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (работает переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западного шасси — семь—десять годов.
После ухода западных производителей из России эксперты ожидают уменьшения сроков действенной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения большинства машин в гаражах понадобится больше водителей, а более частые поломки росийских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января приоритетная доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по лизинговым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате автобус будет стоить 13 млн руб.
Однако компании не покумекают переложать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз можетесть расцвести на 5%.