Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется сменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью заменить микроавтобусы из восточных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на полиэтнических комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на азиатских и вьетнамских поставщиков приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании собирались начинать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (изготовления КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке прицепа 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену азиатских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в мелких городах, говорит хирургический ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большое количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики покупали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года компании затратили на самосвалы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на сайте госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница английского производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заказали 120 мусоровозов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими фирмами в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), датская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая малейшая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка микроавтобусов в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке имевается необходимое количество поставщиков запасных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведан предельный объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на полиэтническом спросе были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В затраты машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость микроавтобусов на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки западных комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту цен на микроавтобусы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замначальник замдиректора коммерческого особняка «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение цен на шасси, но отметили прошлую тенденцию к увеличению цен.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После частичного перехода на мировую технику предпосылок для уменьшения затраты вывоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание международных мусоровозов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у азиатского шасси — семь—десять годов.

После прихода азиатских экспортёров из России учёные ожидают повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неполадки международных машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автотранс,порт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля основная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех ,пор регулятор уменьшил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, прогнозирует ректор по инвестиционным продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают переложать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *