Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний
В истечение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов должны полностью заменить прицепы из восточных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту багажей в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для общезападных автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на общезападных и вьетнамских экспортёров приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.
До введения санкций корпорации приезжали продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут переменять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости мусоровоза 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену восточноевропейских и вьетнамских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество трейлеров вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие зарубежные трейлеры поставляли в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника китайского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно вебсайту закупок, с 2017 года корпорации потратили на автобусы экспортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять конкурсы на сайте закупок) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых середина английского предприятия себеценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярными английскими фирмами в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), финская Volvo (331) и германская Mercedes (446).
Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сада трейлеров в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с общественностью фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на спросе имеется недостаточное колличество производителей резервных частей от инновационных производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году существовал произведен наибольший объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась затрата мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и стеллажного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на росийском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата микроавтобусов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В ..первую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западных комплектующих для стеллажного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу себестоимостей на самосвалы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК зам гендиректора оптового дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили текущую направленность к повышению себестоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя комитета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на цене вывоза отходов
После частичного перехода на зарубежную технику предпосылок для уменьшения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое оборудование украинских мусоровозов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем сидят в пять-шесть разков меньше.
Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной электроники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, показывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у азиатского шасси — семь—десять годов.
После ухода восточноевропейских экспортёров из России профессионалы прогнозируют повышения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки полиэтнических машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные телеоператоры в большинстве моментов забирали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября значимая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор уменьшил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по инвестиционным продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге автобус будет стоить 13 долл руб.
Однако корпорации не смогут складывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на рекультивацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.