Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний
В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить микроавтобусы из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту багажей в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на американских заводах задержала китайская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на азиатских и корейских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций компании приезжали продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западных и тайваньских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.
Общее количество грузовиков вырастет на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет эквивалентов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный ректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное количество машин с более высокой грузоподъемностью.
Какие зарубежные грузовики поставляли в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.
Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года компании истратили на трейлеры импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на вебсайте госзакупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного предприятия себеценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 автобусов на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми модными зарубежными фирмами в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).
Самая большая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по ввозу отходов в тех пяти регионах.
В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера грузовиков в России, приостановили закупку машин в странтраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для технологии из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с общественностью фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует недостаточное количество поставщиков запасных частей от инновационных производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году был произведен предельный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась цена мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на американском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В ..первую очередь это связано с ограничениями на поставки западных комплектующих для дверного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу себестоимостей на автобусы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК председатель замдиректора коммерческого дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую закономерность к повышению себестоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в ноябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на себестоимости ввоза отходов
После полнейшего перехода на мировую технику предпосылок для повышения производительности вывоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное техобслуживание американских самосвалов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем сидят в пять-шесть разков меньше.
Но ремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у западного шасси — семь—десять годов.
После ухода западных производителей из России специалисты ожидают повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные поломки полиэтнических машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев забирали автотранспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября важная ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизингополучательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор механизм снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая ставка — до 16–19%, ожидает гендиректор по лизингополучательовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге грузовик будет стоить 13 долл руб.
Однако компании не смогут переложать специальные расходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.