Как сообщает корреспондент The Moscow Post, вице-мэр Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заработал больше всех в столичной мэрии по итогам 2019 года. Его доход составил 39,5 млн рублей, увеличившись за год вдвое. На его фоне шеф Ликсутова Сергей Собянин продемонстрировал совсем уж скромный доход в 8,2 млн рублей.
Впрочем, кажется, мало кто верит, что официальная декларация Максима Ликсутова соответствует его реальным заработкам. «Транспортного» вице-мэра столицы считают одним из самых влиятельных чиновников. Распоряжаясь многомиллиардными бюджетами, Ликсутов якобы подмял под себя целые отрасли, связанные с производством и обслуживанием транспорта и инфраструктуры.
Разумеется, провернуть такое без поддержки мэра Собянина было бы невозможно. Однако здесь завязаны интересы не только чиновников, но и крупного бизнеса, к которому оба должностных лица могут иметь прямое отношение. Речь, в первую очередь, о владельце УГМК, скандальном олигархе Искандере Махмудове.
Тесные деловые отношения его «Трансмашхолдинга» со столичной мэрией хорошо известны. Не говоря уже о том, что в прошлом Максим Ликсутов сам владел 50% компании. Учитывая это, его отношения с Махмудовым давно могли выйти за рамки деловых.
Как стало известно из доклада испанской полиции (имеется в распоряжении редакции), якобы Искандер Махмудов мог входить в Измайловскую ОПГ, участником которой также мог быть и нынешний вице-мэр Ликсутов. Среди основных лиц также называют и владельца «РУСАЛа» Олега Дерипаску, с которым указанные граждане якобы держали «общак» группировки.
Искандер Махмудов – дорогой друг Максима Ликсутова и столичной мэрии?
Правда это, или нет, но сегодня структуры Махмудова являются одними из ключевых поставщиков по госконтрактам столичного Дептранса. Кроме того, в январе 2020 года мэрия выкупила у Махмудова и его партнера Андрея Бокарева 51% «Мосметростроя», на которого приходится 36% всех работ по строительству московского метро — а это миллиарды и миллиарды. Об этом писали «Ведомости».
Удивительно, но та же мэрия Собянина и Ликсутова ранее сама же Махмудову «Метрострой» и продала. В 2012 году олигарх получил контроль над 51% компании. И практически сразу же её прибыль начала падать, несмотря на все госконтракты от мэрии.
По итогам 2019 года убыток компании составил грандиозные 21 млрд рублей при выручке в 24 млрд рублей. За тот самый год, после которого «Мосметрострой» скинули мэрии обратно за наши же бюджетные деньги, убыток увеличился на 19 млрд рублей, что позволяет робко предположить, что из компании просто выводили деньги перед продажей.
Неудивительно — УГМК Махмудова испытывает серьёзные проблемы. В этой ситуации Максим Ликсутов спешит на помощь давнему товарищу, не обращая внимания на государственные интересы? Уж не поэтому ли доходы Ликсутова за год «скакнули» в два раза?
Где это видано, чтобы за бюджетный счет покупали откровенно убыточное предприятие без собственного коммерческого интереса? Поверить в это трудно. Но не трудно поверить, что если был вывод денег, то он осуществляться через дочерние компании «Мосметростроя», которые, вероятно, с подачи Ликсутова и Махмудова почему-то оказались завязаны на офшоры.
Например, управляющая компания УК «Мосметрострой» принадлежит трём кипрским компаниям — «Серьизьён Инвестментс Лимитед», «Астронет Инвестментс Лимитед» и «Блумбайн Холдингс Лимитед». Причем по итогам 2019 года компания не имела выручки, а её убыток составил 663 тыс. рублей.
Транспорт – дело семейное?
Видимо, иностранное участие в работе одного из крупнейших подрядчиков мэрии нисколько не озадачивало Максима Ликсутова. Но это далеко не все его возможные связи с Махмудовым и другими олигархами. Как утверждают злые языки, за развитие «семейного бизнеса» у Ликсутова давно отвечает его бывшая жена Татьяна.
Сам их развод злопыхатели считают фиктивным с целью скрыть реальные доходы чиновника. Так это, или нет, неизвестно. Однако, экс-супруге приписывают управление столичной компанией «Аэроэкспресс», имеющей госконтрактов с разными ведомствами на 881 млн рублей.
Это же компанией, вот совпадение, владеют Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. А сам Ликсутов в 2009-2010 годах был её гендиректором.
Самым крупным заказчиком «Аэроэкспресса» остаётся «Центральная пригородная пассажирская компания», принадлежащая мэрии и РЖД. Пул её заказов составляет почти 700 млн рублей. На покровительство «Аэроэкспрессу» со стороны мэрии Москвы и Ликсутова наводят и другие мысли.
Например, в 2015 году стало известно, что «Аэроэкспресс» за два года каким-то образом умудрился получить от мэрии почти 1,5 млрд рублей в качестве компенсации потерь от государственного регулирования цен на железнодорожные билеты. Об этом со ссылкой на отечественных борцов с коррупцией сообщал «Форбс». И это при том, что цены на билеты в «Аэроэкспрессе» вполне себе рыночные, а кое-где и повыше!
Максиму Ликсутову и его команде приписывают и другие сомнительные дела. Например, экспансию на рынке услуг связи и рекламы в столице. В марте 2020 года компания «МаксимаТелеком» выиграла конкурс на размещение рекламы в наземных сетях Wi-Fi Москвы. Причем на конкурс заявилась она одна. По слухам, таким образом была составлена конкурсная документация.
Как утверждают злые языки, якобы неофициальным бенефициаром «МаксимыТелеком» является Максим Ликсутов. В 2018 году новым собственником компании стал гражданин Эстонии Урмо Валлнер — будто бы старый знакомы Ликсутова.
Выяснить же полную структуру собственников удалось только благодаря годовому отчёту «КИТ Финанс Капитал», где рассказывалось, что в 2014 году «МаксимаТелеком» брала у ИТ-концерна «Ситроникс» кредит. В качестве обеспечения предоставили 24% акций оператора, а залогодателем выступил кипрский офшор Geromell Trade Ltd.
Он был зарегистрирован в 2013 году, после чего купил 100% акций «Максимы». Точно тогда же ГУП «Московский метрополитен» провел тендер по запуску сети бесплатного Wi-Fi. Как уже можно догадаться, «МаксимаТелеком» оказалась единственным участником.
В 2015 году 33,4% Geromell Trade получил офшор Malver Holdings, который тогда принадлежал Алексею Криворучко. Тогда он был гендиректором концерна «Калашников» и гендиректором столичного ООО «Аэроэкспресс».
Всё это — не говоря о том, что «МаксимаТелеком» официально завязана на офшорные компании и имеет госконтрактов на сумму в почти 4 млрд рублей. Неудивительно, что 2,3 млрд из них приходятся на контракты с Департаментом информационных технологий Москвы.
Но все это мелочи по сравнению с тем, как много может пилиться на актуальных инфраструктурных проектах Москвы и Подмосковья. Самые значимые из них, конечно, строительство наземного метро, о котором уже упоминалось в контексте Махмудова, а также ЦКАД.
Проблем и «распила» всё больше?
Недавно стало известно, что на строительство многострадальной ЦКАД потребуется еще почти 15 млрд рублей из бюджета. Общие расходы на проект итак уже выросли до космических 316 млрд рублей. В это же время первый и пятый комплексы готовы лишь на 49% и 61% соответственно. Хотя дорогу должны были сдать еще в 2018 году.
Как утверждают злы языки, пилят там так, что только щепки летят. Причем может быть и в прямом смысле. Как следует из отчёта Счётной палаты РФ, недавно на стройке ЦКАД провали зеленые насаждения на сумму 138 млн рублей. Это уже даже не стройматериалы…
Пока подрядчики мэрии могут воровать миллиарды на громадных стройках, в транспортной отрасли столицы продолжается полный бардак. Справится с ним у Ликсутова не получается. Видимо, занят совсем другими вещами.
В прошлом ноябре большим скандалом закончился запуск второго скоростного диаметра наземного метров Москве. Давки, проблемы с билетами и обслуживанием. В итоге пока разбирались, Сергей Собянин распорядился сделать проезд в этих поездах ненадолго бесплатным. Проект курировал Максим Ликсутов.
Припоминают Ликсутову и историю с застрявшими электробусами, 30 штук которых должно было появится в столице к 1 сентября 2018 года. К этому сроку там оказалось лишь девять, что вызвало проблемы в транспортном обслуживании горожан.
Кроме того, Бог знает, что творится в водных артериях Москвы. Поговаривают, что Ликсутов просто не хочет иметь дел с речной мафией, а может и получает от них благодарность за отсутствие интереса к сфере водного транспорта.
В 2018 году из-за вероятного отсутствия регулирования в отрасли произошло столкновение двух теплоходов в районе Лужнецкой набережной. Тогда пострадали несколько человек, капитан был пьян. В мэрии никто за это так и не ответил. Об этом сообщает сайт канала «ТВЦ».
Учитывая всё это, Максим Ликсутов давно уже засиделся на своей должности. Но его это вряд ли беспокоит. По слухам, он продолжает ходить в часах Winston Opus Series за 255 тыс. долларов и согласовывать новые проекты с интересантами из близкого ему крупного бизнеса. Уже одна стоимость этих часов, не говоря о квартирах, домах, земельных участках, люксовых автомобилях и прочем заставляет предположить, что его справка о доходах — откровенная «липа».