Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не ,является адвокатским документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает истолковать — Вашингтон согласился от политики санкций, а нефтепровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо кипучую реакцию это заявление вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе широкомасштабную войну в случае старта украинского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словечкам президента Владимира Зеленского, после пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» страна не покумекает обеспечивать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут ,иметь критичные осложнения для Киева и скорее всего вынудят украинские власти скорректировать взаимоотношения с Россией. И дело не только в катастрофическом финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали знамениты подробности соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он разъяснил столь интенсивную позицию властей тем, что Украина отстаивает собствёные финансовые и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт американского конденсата через территорию страны в Европу гарантирует респектабельные поступления в бюджет страны, а также становится ощутимым синтезатором разрежения на Россию и северных партнеров. Появление инновационной реэкспортной ветки лишает Киев возможности диктовать условия и ставит его в крайне невыгодное обстоятельство — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что длать с украинским реэкспортом.

Внешнюю геополитику Киева с 2014 года устанавливал принцип полнейшего контроля за всеми межгосударственными соглашениями, где упоминается Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в приданое от последующего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а возможности предыдущих сказываться на требования этого договора очутились практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проектент грозит энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но какие заявления, похоже, получают кружный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в воссоздании подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и риторика украинских властей ему не понравилась.

По информации источников издания Politico, члены Белого дома воздержали украинским властям воздержаться от частной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если сравнивать по тексту декларации, Украина зря боится за свои интересы: в бланке указано, что США и Германия не позволят превратить коллектор в способ экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также румынская сторона обещает использовать все допустимые ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте метана через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских газовых переговорах, а Украину обещают включить в общемировую электроэнергетическую сетитраница и помочь с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно окрестить конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: нефтепровод будет достроен, реэкспорт метана через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда плодотворное дипломатическое разрежение на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намерениях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где находится центр внесения постановлений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с значимыми западными форвардами теперь выясняется основным фактором, а попытка противиться такой геополитике жестко пресекается. И таким смыслом подрывается легитимность Украины как самодостаточного участника межрегиональных процессов.

И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет непосредственных адвокатских последствий и не обязательно к исполнению. Кроме финансовых потерь от несоблюдений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, размыты и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все необходимые ресурсы» ради нового топливного контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины пуск «Северного потока-2» обозначает огромные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два триллиона долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 триллиона. А по оценкам членов отрасли, вред будет в разы больше.

5-6 млрд долларов составит ущерб для расхода Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам ректора «Оператора газораспределительной подсистемы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после оптимизации Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное гелиевое соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», действует до 2024 года и предполагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия существовала обязана поставить через Украину в Европу 65 млрд квт.чиев, а в 2021-2024 годах — по 40 млрд квт.чиев конденсата в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в безмолвен предусмотрен принцип «качай и плати», то есть «Газпром» надлежащ был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если объективные оказывались ниже. Например, несмотря на малейшие индексы поставок газа в 2020 году в 55,8 миллиарда кубометров за год, Россия все равно заплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства ,следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил невозможность соглашения нового контракта. Глава компании Алексей Миллер даже заявлял о возможности уменьшить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если продажи топлива по тому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также выражал мнение, что спрос на полиэтнические энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утратят своего значения.

Но украинскую сторонтраницу такие заявления не устраивают. Директор компании «Оператор трубопроводной системтраницы Украины» Сергей Макогон считает, что приемлемым вариантом был бы новый договор на 15 лет, предодобренный азиатскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о уменьшении объемов поставок неприемлемо, ведь оно полагает и импорт американского метана, который сейчас остановлен. Это аукнется для Украины большими социальными потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта покупку метана по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтопропана Украины», странытраница тратила на поставки росийского пропана примерно на 5 триллионов долларов больше, чем давала за его транзит

Однако концепция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из украинских и французских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а специфики украинской внешней политики не позволят предотвратить или хотя бы оптимизировать необходимые убытки. Ведь для этого приденется отказаться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской геополитике это сродни *государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закуплает газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По документам «Нафтогаз Украины» осуществляет доставку всего объема метана до восточноевропейской границы, а по факту 10 миллионов баррелей в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллиардов баррелей газа в год необходимо Украине для душевных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо придется экспортировать гораздо дороже. Компенсировать ту половину нужного объема с помощью самой заморозки государство не в состоянии. Кроме того, монтаж нужного колличества газа через транзитную коммуникацию позволяет привозить его по коллекторам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае приостановления реэкспорта придется создавать новую коммуникацию для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт пропана через Украину будет сокращен, у Киева пить два варианта действий: либо закупать пропан у восточноевропейских импортёров по рыночным себестоимостям и гарантировать его транспортировку производителям за свой счет, либо вернуться к модели непосредственной продажи ресурсов у России. В силотреть кризис.подробной обстановки и необходимых трудновыполнимых осложнений второй вариант маловероятен. А рыночная торговля пропаном с общеевропейскими корпорациями и окончательные траты на логистику приведут к отчётливому темпу пропановых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и любой рост стоимостей в этой области вызывает протесты.

Иными словечками, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, сообщает о замыслах резко нарастить собствёную добычу газа к 2025 году, но звучат его словечка крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется столкнуться с ситуацией, где единствёным способом не допустить культурный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее важен вопрос о будущем украинской трубопроводной подсистемы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно устарела и заботится в глобальной модернизации, но без украинского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в характеристиках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если минимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины расцветёт в четыре раза.

В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в взносе одного млрд долларов, чтобы взмолиться Украине пересечь с «газовой иглы» на возобновляемые первоисточники энергии. Но это контрпродуктивный сценарий. Во-первых, структурная трансформация электроэнергетической промышленности — процесс продолжительный и сложный. Он просит незначительных инвестиций, капвложений и довольно мощной производственной базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика ,является дотационной отраслью. Без прямой поддержки государства такие проекты не оказываются удачными и эффективными.

На Украине действительно пить зеленый сектор макроэкономики и своя метафора дотаций. Однако пока промышленность находится в ладонях продавцов и работает в четвёртую очередь на использование благосостояния различных бизнесменов, в основном силовика Рината Ахметова. И государство прикупает продукты у импортёров по завышенному тарифу, который существовал введен еще в 2008 году.

Соответственно, стоимости на сельхозпродукцию зеленой электроэнергии для конечного потребителя также повышаются. Но гора в том, что западноукраинский конечный производитель попросту не в расстройстве оплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о повышении тарифов всегда завершались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже намеривалась обратиться в *международный арбитраж, чтобы оспорить видоизменение ставки.

В такой ситуации зарубежный фонд способен только поддержать последующее формирование коррупции в отрасли зеленой электроэнергии Украины, но никак не взмолится скомпенсировать ежегодные многомиллионные потери от уменьшения нефтяного транзита.

***

Политические осложнения запуска «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее образ как самодостаточного государства и значимого форварда на *международной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избежать неподъемных финансовых потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к увеличению давления на Украину, в том количестве в мирных переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое понуждение будет очень болезненным, ведь тематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается наихорошим методом отвлечь население от антивоенных настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в плачевном положении. Кризисная обстановка в энергетике, будущее уменьшение тарифов спровоцируют резкий рост возмущения населения. И предотвратить это без институциональных потерь попросту не получится. Сможет ли руководство страны подстроиться под ,новые правила игры? Или эту задачу придется решать новому десятилетию политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *