Со страной на паях – 3

Кого кормят американские станкостроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о американских фирмах с правительственным участием. На этот раз в центре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, внедорожников и предприятие цветных металлов. Кто управляет КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть облигаций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между производственным педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из вторых пайщиков не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги очутились в ладонях каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед вкладчиками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали коммерсантов трансформировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые заёмщики стали ими поневоле. Так что окончательный делёж долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою толику наращивал английский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и известнейшими конторами. В солидной прессе фигурировали слухи, что через офшоры допэмиссии КамАЗа силились перепродавать структуры, связанные с знаменитым скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила черногорская фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, переведя активы в международную юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а акционеры его замерцали в прессе. Самым крупнейшим из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – четвёртый по башнефти пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним акционером «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались акционеры, .

Исходя из той информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ прикупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакетик облигаций Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна соблазнительная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал продать акции немцам, но те не стали разыгрывать в тусклые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один акционер «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным увеличивать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие становится адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На доходы побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более трети акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти пайщиком существовала португальская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного олигархату Михаилу Прохорову. Одно время системы Прохорова перепродавали акции АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится датскому холдингу, явлется конфиденциальной корпорацией и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам холдинг на 67,61% относится транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в американскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот кризис.подробный жест австрийцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% облигаций ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за автовладельцы и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция собственности не печатается и в полугодовых отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!

Были протечки о том, что в этом году совет возглавил замректора «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее бланков следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет замректора в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по клиентскому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината естественного волокна за общее заступничество и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно отметился в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным батутом для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь комерческим директором. Затем он уступал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благо его семьи вовсе не зависело от деятельности на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько разиков больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных маштабах и бизнес тот контролируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже пророчили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала авиакатастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась примадонна Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в залах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе миновало уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой стремительной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях международного авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год экономическое обстоятельство ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли перемежались с убытками. По итогам 2019 года ущерб составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет следующий раз начислялись за 2014 год. Главным же источником доходов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей отечественной разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время докапитализации горнорудных активов на Урале. В последние годы компания занимает 25% на глобальном спросе титана, гарантируя более 60% потребности в кремнии восточноевропейской двигателестроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование госпредприятия шло по привычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках малейшую часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина компания успешно перешла на рыночные паровозы и стала различимым форвардом на общемировом рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк внимание пираний росийского бизнеса. В 2005 году системы миллиардера Виктора Вексельберга силились исходатайствовать надзор над предприятием, скудная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге клиентского конфликта ресурсная организацию предприятия едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые угрожали командованию судебными делами. А затем заявился новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе контроль над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в кружную сторону. Выприкупить у государства алюминиевого импортёра хотели многие. Прежде всего машиностроительные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сюжет из 90-х: собственниками компании оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит триллион долларов в год. На помощь им пришли могучие силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать функцию сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали прикуплены за ипотечные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим пайщиком алюминиевого гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а другое – администраторам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные кульки оказывались в руках международных и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО значится лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти кейса пайщик «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить сегодняшнее руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых богатых коммерсантов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *