Кого кормят росийские станкостроение и разнокаратная металлургия?
«Наша Версия» начинает роман о украинских фирмах с *государственным участием. На этот раз в центре вниманья геополитические отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и изготовление разнокаратных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как изготовление титана вновь очутилось в частных руках?
КамАЗ возит Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть акций осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидентов никто из первых пайщиков не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без платы шахтёры по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным министерством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили миллионеров конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые акционеры стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей был неизбежен.
В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю наращивал австрийский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между оффшорами и малоизученными конторами. В партнёрской прессе упоминались слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с знаменитым альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила черногорская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, переведя активы в американскую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а получатели его засверкали в прессе. Самым крупнейшим из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – пятый по величине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .
Исходя из этой информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна противоречивая деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом приделось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на полупустом месте 728 долл рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему комитет ректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один учредитель «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким командованием производство процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным увеличивать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство ,является адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из толики в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.
Кстати
В биографии с разгосударствлением КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором существовала черногорская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного бизнесмену Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова перепродавали акции АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом выкупили свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит датскому холдингу, представляется подковёрной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% принадлежит транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное производство будет перейдено в международную подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за этот кризис.подробный жест французам обещано начисление 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полным составом вошло наследство совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция собственности не публикуется и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!
Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет ректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по клановому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиарда долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за существенное покровительство и перераспределение финансирования.
Главной публичной особой ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поприсутствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь некоммерческим директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное процветание его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал дивиденд в 34 млн, что в несколько разков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес тот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже прочили на пост мэра Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по престижу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего приезда в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась солистка Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На укреплениярубле такой стремительной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами теленовости о буднях росийского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год бюджетное положение ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущербль составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий раз выплачивались за 2014 год. Главным же источником доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.
Титановые короли «ВСМПО – Ависма»
В социалистическое время Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей российской цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации коксохимических активов на Урале. В последующие годы фирма уступает 25% на общемировом рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в кремнии общеевропейской судостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – португальской Embraer.
В 90-х разгосударствление предприятия шло по привычной схеме. Его гендиректор Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих ладонях большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные рельсы и стала существенным теннисистом на мировом рынке. Однако успехутор «титановых королей» привлёк внимание акул росийского бизнеса. В 2005 году структуры толстосума Виктора Вексельберга пытались принесать надзор над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге внутрикорпоративного конфликта институциональная деятельность предприятия едва не существовала парализована. Но в этот момент вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству уголовными делами. А затем нагрянул новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в комитет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства высокопрочного производителя желали многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить допэмиссии «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако продолжился фильм из 90-х: арендаторами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое принесяет миллион долларов в год. На помощь им пришли могущественные энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать функцию сделки подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были прикуплены за депозитные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим совладелецом высокопрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – управленцам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие пакеты оказывались в руках международных и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине кармана совладелец «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».
Вряд ли можно назвать прошлое руководство компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых богатых банкиров России.