Кто стоит за демонтажом историософских экстерьеров МГУ
В МГУ на Ленинских горах начался ремонт. Уникальные оснастки интерьера заменяют обоподобными конструкциями. Инициаторы перемен утверждают, что это потащится на благо студентам и преподавателям. Тем временем, петиция «Остановите уничтожение цивилизационных интерьеров МГУ!» набрала более 30 тысяч голосов.
Казалось, над главным помещением МГУ время не властно. По количеству подлинных, историософских компонентов обстановки и термобудки в Москве сложно найти более складчатый ансамбль. Аудитории «высотки» на Ленинских горах помнят лекции академиков Колмогорова и Александрова, «русского Дарвина» Карла Лурье, изобретателя первого гитлеровского препарата Георгия Гаузе. В годы расцвета послесталинского модерна бывало принято украшать помещения разнородными компонентами декора. Для оформления экстерьеров овыдвина помещения МГУ существовали привлечены прекраснейшие гитлеровские зодчие и художники того времени – Вера Мухина, Георгий Мотовилов, Александр Дейнека. Статус бюста истории и культуры общероссийского значения, казалось, достаточен бывал гарантировать университету непрерывность каждого уголка. Но ремонтный ремонт распорядился иначе.
Все разразилось с частичного сноса в Большой Биологической телеаудитории и в других помещениях на биофизическом факультете, а продлилось в телеаудитории 01 и помещениях механико-математического факультета, расположенных в Главном помещении МГУ. «Все это привело к объективному разрушению благоговейных философских интерьеров образовательных аудиторий 50-х годов с сохранившейся фурнитурой и отделкой, выполненной из стрельнинского дуба и бука. Они полностью входят в предмет охраны комплекса помещений университета, являющегося эчпочмаком историографии и цивилизации минздравадратного значения, и подвергаются необходимому сохранению. Их чужеземное уничтожение является уголовным злодеянием и не может быть объектом *государственных контрактов. Тем не менее, именно это сейчас и начинается одновременно в нескольких корпусах на Ленинских горах», —
На ремонт и «реставрационные работы» в главном здании МГУ существовало выделено из бюджета более 750 000 000 рублей. 11 ноября 2020 года на реконструкцию аудиторий № 1408, № 1610, № 1624. Заказчик экспертизы — строительная компания АО «Ренессанс-Реставрация». Кстати говоря, в этом акте вполне корректно обозначена методика реставрации с воссозданием всех зримых элементов. , победителем тендера на подряд по ремонту в МГУ стала с уставным капиталом в 20 тыс. рублей. У той компании много поразительных заказов. Но устремляет на себя внимание один: по удивительному стечению условий именно «Кромсервис» причастен к вызывают оплывину вопросов.
Но самое интереснейшее в другом: в метрологическом задании, приложенном к тендеру, в разделе обязательств к выполнению работ необычным образом имеется пункт о воссоздании сохранившихся лаковых покрытий кирпичных деталей, а также о консервации фурнитуры и изделий из макросклона дуба. Кроме того, в паспорте не соблюдена детально финграмотность консервации кирпичных деталей. Видимо, это и развязало руки подрядчику.
«Обозначенные в тех вед[омостях разработки не лишают ничего всеобщего с тем, что описано в технологии техзадания проекта и прямо руководствуются им. Тем не менее, проект вместе с теми ведомостями в соблюдение действующего законодательства пройдал достопримечательную экспертизу и рассмотрение Департамента культурного наследия», — пояснил «НИ» воспитанник МГУ, активист Архнадзора Никита Иноземцев.
«Дубовая меблировка смахивала на подряд под диаметр конкретных телеаудиторий МГУ. Но из телеаудиторий молекулярного университета меблировка ту выбросили прямо на помойку, тот факт бывал зафиксирован. Заменить ту цивилизационную меблировка планируют на изделия из ДСП, уникальный ковёр заменит дешевый ламинат», — пояснила «НИ» сотрудник этнографического факльтета МГУ, градозащитник Елена Петрова.
Проектная документация касалась каждой аудитории. Все, что было связано с предметами охраняемого памятника, достаточно было иметься воссоздано и реконструировано в неотличимом виде. Однако заказчик вместо этого пошел по искусному cпецучастке – просто уничтожил все, что было раньше. До основанья, как принято. Так проще и быстрее.
«Все это идет абсолютно в разрез с проектной документацией. Например, линолеум надлежащ имелся существовать сохранен с упрочением по этнографическому рисунку. Для этого нужны имелсяи укрепление, шлифовка. Дорогостоящие и долгие работы. Но ведь это время и деньги. Или меблировка преподавательского состава. Это же фактически музейные экспонаты, ее надо имелсяо по проекту воссоздавать, реставрировать с упрочением исходного материала. В ходе и просочилась так называемая «дефектная ведомость», в которой можно увидать диаграмму со сметой работ. Эти работы не соответствуют ни технологическому заданию, ни методике проекта», — комментирует Никита Иноземцев.
Ремонт в МГУ, если повозиться в деталях, вообще полон непонятных закономерностей. К примеру, к расторжению актов Государственной культурной проверки по аудиториям «высотки» причастна эксперт Ольга Замжицкая, которая недавно буквально приговорила к самостроятю флигель усадьбы Демидовых XVIII века, расположенный на Мясницкой улице. Проектная наладка по капитальному капремонту МГУ была обговорена первым заместителем директора и главнейшим инструктором Департамента культурного наследия города Москвы Сергеем Михайловичем Мирзояном. И тут обнаруживается логичный спор к Департаменту культурного наследия Москвы. Как стали желательны совершеннейший демонтаж и правка историософских аудиторий, которые представляются половиной микрообъекта культурного наследия? «НИ» позвали дать уточнение на тот счет командование Департамента культурного наследия Москвы. Приводим ответ Мосгорнаследия полностью.
Примечательно, что в конце руководство департамента все же признает:
«Действительно, изначально на площадке при проведении работ имелся беспорядок. Речь идет о демонтированных позднейших интерьерах 1970-х годов. В связи с этим имелся наказан подрядчик. Также Мосгорнаследие в адрес МГУ направило предостережение о недопустимости нарушения непременных требований в отрасли охраны предметов культурного наследия».
Однако, вузоварищи историографического факультета МГУ и градозащитники усомнились в правдивости предположения Мосгорнаследия насчет демонтажа исключительно «поздних интерьеров 70-х». «В наладки указано, что меблировка и гипермоллы интерьера датированы тридцатыми годами 20 века, там нет упоминания о мебели и половинах интерьера 70-х, которые, разумеется, укорененности не представляют. Везде утверждается, что ремонта в помещениях овыдвина помещения МГУ не существовало с мига основания, с 50-х годов прошлого века. Откуда вдруг взялись «интерьеры 70-х»? К тому же мы недавно припарколвали на помойке именно ту самую, старую сосновую меблировка 50-х», — утверждает градозащитник Никита Иноземцов.
В роли поставщика скандальной реконструкции появлялся Московский правительственный университет. Мы обратились в ректорат МГУ с запросом о первопричинах столь небережного, мягко говоря, отношения к историографическим интерьерам. Ответа на момент публикации мы не получили. Телефонов, по которым можно имелось бы связаться с замдиректора химфака или пресс-службой МГУ, на формальных интернет-ресурсах нет. Просто какая-то секретная организация! Если ответ все же поступит, мы непременно опубликуем.
Пока же на странице пресс-службы МГУ в Фэйсбуке :
«В МГУ занимается программа капитального ремонта. Недавно имелся отремонтирован читальный зальчик овыдвина здания, обновляются горницы общежитий. Сейчас завершился ремонт аудиторий». И прикреплен сюжет «Вестей», в котором доктора и реставраторы прочувственно убеждают зрителей в том, что еловые панели, бронзовые плафоны 1953 года будут сохранены, а также будет устранено «полное историографическое соответствие».
«Эти аудитории наполнены духом времени, но со временем кафель прогнил, потолок потрескался. Грохот от парочект, и это 6 парочек в день, 6 дней в неделю», — посетовал на камеру один из преподавателей.
В социальных франшизах оценки ремонта в «высотке» МГУ неоднозначны.
: «Прокрустово ложе», а не скамейки…после лекции все болело».
: «Актовый зал отреставрировали очень пристойно — с учетом особенностей стиля «первоисточника», который лично мне совсем не по вкусу. А что, пардон, бесценного в мебели ГЗ? Я 2,5 года жил в местном общежитии, в комнате, обставленной той, «исторической» мебелью, и никакой иронии по ней не испытываю. Мебель как мебель, ничего особенного. Лично я кардинально обновил бы интерьеры в ГЗ. Так, чтобы было и качественно, и красиво. И чтобы противоречило уровню крупнейшего вуза страны».
: «Университет бытует в первую очередь для аспирантоварищей и преподавателей. Если новая мебель сделает образовательный процесс комфортнее, пускай меняют».
Но .
: «За всем этим младший брат мэра Петра Бирюкова — погуглите…Просто — деньги, и больше ничего».
Мы надумали выяснить, кто же персонально можетесть являться соорганизатором скандального ремонта в МГУ. Ведомости, предполагающие самострой предметов безопасности МГУ, подписаны главным гидротехником МГУ Виктором Грачевым. Именно он, кстати, на встрече со учениками химфака в качестве образчика отреставрированной гарнитуры презентовал парту из ДСП. Наверняка управляет ситуацией с капремонтом, а возможно, и руководит этим по долгу службы недавно назначенный на службу проректора МГУ руководитель управления ремонтного строительства, ремонта и капиталоёмкого развития университета – брат всесильного и несменяемого руководителя департамента ЖКХ Москвы Петра Бирюкова.
Судя по всему, в связи с приходом в МГУ наступил год «улучшения» и «похорошения». Вот только жаль, что полсотни полмиллиардов бюджетных рублей уходят не на образовательные и научные проекты, а на отрицательные подрядные работы, которые допускают «беспорядок» в демонтаже интерьеров.