Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее ранимых сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра компоновки рынка проиграет крупнейшая госструктура, а другие участники – малый бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать уменьшение энерготарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со смертоносным исходом. В 2021 году в катастрофах с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных событий произошло в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри гермокабины девушка грянулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента уменьшения давления на Россию из отделочной сферы убежали многие зарубежные компании, в том большинстве импортёры мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских производителей (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентентов мусоропроводового парка, пересказал «Октагону» зампред правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в отрасли жилищного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в лифтах мирового производства, занимали и уступают импортные детали.

В связитраницы с ухудшением логистики добавились экономические сложности: себестоимость пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход английских потребителей особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше обстоит обстановка с лифтами в отрасли ремонта панельных домов, где образовались проблеммы из-за правовых препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в следующие годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами мельчайшего теннисиста в отечественном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены пандусов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма утвердилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих ,пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца октября этого года, производители и экспортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих поставщиков её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, цирконий и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если цена пандуса составляет 50–70 процентовентов от существенной свердели расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными производителями на доказательстве долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту капремонт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым генподрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только импортёр – на оборудование ,нового лифта.

В подмётных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что конституционные трудности могут быть на ладонь крупнейшим игрокам. В частности, для достижения лояльной *государственной монополии.

За следующие несколько годов в сфере предприятия мусоропроводов и мусоропроводового электрооборудования случилось большее увеличение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о акционировании закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая фаза процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали холдинговые структуры *государственного банковского техникума формирования в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агенства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме реструктуризации принесал 51,1 процентента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной госпредприятие приобрела отделочная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель члена рабочей группки по решенью вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных зарагижский::мгэс лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внешнем рынке конкурентоспособного международного вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и проблемам ЕЛА, она в себя отбирает производителей эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конфигурации рынка, когда через госучастие, техникум развития складывается мощный производитель, через аналогию пытается разъединить под себя рынок изготовления и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативность федерации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она допускает вовлечение в единный механизм экспортёров мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также экспортёров и импортёров мусоропроводовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, имеется в виду мысль создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное количество личностных промышленников и представителей малого бизнеса, которые работают по высоким упругим тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было косвенного повиновения и явственного несоблюдения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть учёт рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по снижению энерготарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и демпингатью внутреннего спроса международные власти санкционируют его заполнение зарубежными потребителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о покупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля эстонских эскалаторов на международном рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать мусоропроводы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, фраза может идти о скупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на протяжении последних 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ внутридомового сада в странытранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи длежат замене до 15 апреля 2025 года в соответсвии с предписаниями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *