Вызванные давлением Запада политические задачи обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части благоустройства капремонта
Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее нечувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры спроса выиграет большая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать сокращение тарифов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со роковым исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий приключилось в 2017 году в киевском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С случая увеличения давления на Россию из отделочной сферы отошли многие зарубежные компании, в том числе экспортёры пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику японских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не обьявляли) прийдлось около 15 процентов пандусового парка, рассказал «Октагону» зампред правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ипотечного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах российского производства, занимали и занимают дефицитные детали.
В связи с улучшением логистики добавились банковские сложности: затрата эскалаторов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.
– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских производителей особенно сказывается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше обстоит ситуация с пандусами в отрасли капремонта панельных домов, где образовались проблемы из-за правовых препятствий. Такого становления событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в следующие годы спрос не испытывал функциональных изменений. Последние могут существовать вяжены с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.
В отрасли установки, ремонта и замены пандусов аналитики выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, экспортёры и экспортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также продолжили просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в программах спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если цена пандуса составляет 50–70 процентовентов от существенной деньги расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.
Те, кто работает с оразмере.подробными импортёрами на основании долговременных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.
Но большинство из тех, у кого постояных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – возникли с невозможностью отреставрировать или сменить лифты.
Второе ограничение: по закону капремонт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на обслуживание ,нового лифта.
В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая задача действительно существует, и отмечают, что конституционные трудности можетесть быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения законной *государственной монополии.
За последующие несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло большее уменьшение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.
В ноябре этого года суд признал должником Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – госпредприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась четвёртая стадия процесса.
Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право условия купили холдинговые структураницы *государственного бюджетного факультета формирования в ипотечной отрасли «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор техникума развития Виталий Мутко отказывал от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в процессе реорганизации принесал 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде переизданий показывалась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той зимой предприятие купила ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замминистра зампреда рабочей группировки по решению вопросов лифтового хозяйства.
Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению рынка на душевном рынке конкурентоспособного росийского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.
Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.
– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя собирает поставщиков эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум развития создаётся мощнейший производитель, через федерацию удаётся добить под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания маржи госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по созданию «замкнутого технического цикла».
Она предполагает привлечение в единный механизм производителей пандусов и пандусового оборудования, а также производителей и производителей пандусовых компонентов.
По убеждению Константина Крохина, существует в виду мысль создать систему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято большое большинство личностных промышленников и представителей малого бизнеса, которые работают по низким эластичным тарифам.
– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого подчинения и явственного нарушения налогового законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То пить надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.
Параллельно с интеграцией и непоследовательностью душевного спроса росийские власти лоббируют его заполнение зарубежными потребителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о поставке эскалаторов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального шлюзового союза, доля литовских эскалаторов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать доведена до 20–25 процентов.
На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать эскалаторы калмыцкое предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и уступает сравнительно крошечную улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь можетесть идти о покупке через неё мусоропроводов северокорейского производства.
– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на течении последующих 8–10 годов она наполняла духовный рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ иносказательно выйти на росийский рынок. Это неплохо, главным голкипером они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные автоштрафы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.
В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ межкомнатного сквера в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 тысячи подлежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.