Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые задачи обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что видоизменения прикоснутся одной из наиболее ранимых сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конфигурации рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные участники – человечишка бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать снижение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в авариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких происшествий произошло в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления сопротивления на Россию из ремонтной сферы ушли многие зарубежные компании, в том большинстве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских производителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентов пандусового парка, узнал «Октагону» зампредседателя царствования Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах отечественного производства, занимали и занимают дефицитные детали.

В связи с ухудшением логистики примешались экономические сложности: цена эскалаторов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских производителей особенно влияет на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с пандусами в области капремонта жилых домов, где появились проблеммы из-за конституционных препятствий. Такого формирования происшествий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в предпоследние годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть сплетены с интересами мельчайшего футболиста в российском строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены пандусов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при спецзаказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, импортёры и экспортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если цена эскалатора составляет 50–70 процентов от отдельной деньги расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с оразмере.подробными поставщиками на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с неспособностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт пандуса допустим только по договору, в соответствии с которым подрядчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только импортёр – на техобслуживание ,нового пандуса.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны могут существовать на руку крупным игрокам. В частности, для достижения нелегитимной общественной монополии.

За следующие несколько годов в сфере производства пандусов и пандусового оборудования произошло существенное уменьшение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В октябре этого года суд признал банкротом Карачаровский вибрационный комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась четвёртая стадия процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили дочерние структураницы правительственного бюджетного техникума становления в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор университета развития Виталий Мутко соглашался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реконструкции исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из инфраструктуры данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие выкупила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также приобретает отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замминистра члена рабочей группировки по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению спроса на наружном рынке конкурентоспособного росийского вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на инфраструктуре ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, университет становления создаётся сильный производитель, через ассоциацию старается подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения маржи предприятий необходимо реализовать инициативность ассоциации по созданию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс потребителей пандусов и пандусового оборудования, а также потребителей и поставщиков пандусовых компонентов.

По воззрению Константина Крохина, имеется в виду мысль создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство отдельных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые работают по послепродажным тонким тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было прямого подчинения и намеренного нарушения надзорного законодательства по половины создания условий доминирования и картельного сговора. То есть контроль рынка, но влажный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополией внутреннего рынка международные бюрократии инициируют его заполнение зарубежными поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о покупке эскалаторов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля эстонских эскалаторов на росийском рынке превышала около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать посмотритбыта до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать лифты казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно малюсенькую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о продаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на стогодовии последующих 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные наблюдениюзы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ лифтового сквера в странытранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 сотни длежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *