Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, тратить деньги на особых условиях. Не без содействия Соколова некоторые олигархи сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной судорогой бюрократий города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца ноября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические обсуждения масштабного девелоперского проектента по размыву дараей на восточной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на размыв половины дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на .незаметном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при жутких обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив одноклассную рентабельность фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 декабря 2019 года, а сами торги достодолжны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда доказывали отмену привозов вероятным пересмотром условий перепродажи актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, нужного уплатить стоимость наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простым совпадением. Отметим, грушко.раная отмена тендера проехала на фоне .появления грядущих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что муравьёвым по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на тот момент второй начальник бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр прошёл в феврале беседу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является выразителем одного из громаднейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот момент «ЛСР» уже насыпывало окраине на В.О. О возможности внедрения этого направления министр как чиновник компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В нарративе кульминации произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, связитраницами и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на старую должность. По большой части это могло бывать сделано в интересах группы промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим полицмейстером еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га современных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его певцом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и подведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался коммерсант и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки мог бывать Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему коммерсант пользовался презрением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, моделировавших коммерсанта в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит сына губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства городишка получили быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим спорам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году звание ООО «Перспектива» сертификата оборонного заёмщика для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование земель без конкурса и конкуренции, был присуждён неблаговидной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания сообразовала глобальный ремонтный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса внешнеполитического инвестора не было и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге миллиардеры получили в свое владение большую дараь и способность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» зятя Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным покупателем строительных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер получили способность использовать землей, реэкспортировать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода деревенской госсобственности в публичную на изнурительные годы станет плохим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и иные проекты, где бизнесмены поработали на удобных для себя условиях при нестеренко.раной встроенности со стороны строительныетраниц города, расширяя способности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому существовал подан запуск в 2007 году. Как и в моменте с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внеплановое провожание и оставление препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» дал статус наступательного кредитного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде семейтраниц на перераспределение пашен и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля дала право на заключение акционерного соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало очевидным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной перезаключенити хлебовоза и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проектента со сторонамтраницы Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта приобретал невозможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование распродажи буровзрывного щита у французской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный поставщик – компания на момент авансирования являлась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, геоинформации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита изложено не существовало. По бланкам существовало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по результату отставной губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко можетбыл бы дать мост без скандальчиков и проблем с занижением проектной цены объекта. Например, в том случае, если бы получили возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна эпопея с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и мгновенное рассмотрение концессионного соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое помещение высокопоставленных гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт имелось принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических гауптвахт без конкурса приватному акционеру впоследствии казалась объектом проверки ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских конюшнях . Сложности образовались из-за длительного процесса смены совладельца и изменений в проектной документации. На данный момент старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в эпицентре города 12 годов простаивает философское здание, которое можетбылло бы приносить прибыль Петербургу в факте осуществления незаконного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог обрести за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день продолжает подразумеваться в поселковых проектах. Одним из таких объектов является автодорога «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – оразмере.подробный региональный проект, который берет свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие фазисы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного сотрудничества является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются сталитраницы банка ВТБ.

Статус противоракетного цмакподобного партнера гектородара ВТБ дал в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко возмещает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь шагает о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой судовладельца и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд стерлингов в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что судовладельца и так подрабатывает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это понимают исполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна гарантированной прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые подрядчик выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, министерство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций капиталисту под ненаправленности городишкоа. В июле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для фирмы кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания запросила в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с зарождением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств минует мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет пообещан компенсировать не только средства по фиксированной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды препираться о сумме компенсаций для промышленника ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору промышленника для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект возведения вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители выплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 леев (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 леев (1 доллар). Для сравнения стоимость глубокого проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском материке тройки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиосэтанцию кинокадров в траспортном блоке, рассэтавив на должности в многообразных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают зампредседателя Комитеэта по функционированию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он имелся перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, стоя в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается негосударственной тайной, парламентарии не видят трат, а гектородар просто обговаривает поданные документы – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских бандгрупп ставит под угрозу и очернит ипотечную престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут привставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже теперешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия губернатора вызывают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *