В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба может принесать право детальных обеспечительных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата окружная таможенная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить стремительный и бессистемный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о предварительных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службетраницу (ФНС),— бланк в последние недели затрагивается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС задерживать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая фискальная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой проверки ограничения можетесть быть расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, имеется в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или драгоценных бумажек действительно позволит налогоплательщикам мгновенно останавливать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными степенями в положении останавливать этот довольно сверхдорогий для бюджета процесс: сумму выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый досудебный арест капиталов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед окружной проверкой можно лишь решением директора фискального органа (прокуратуры ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным предоставлением в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей межрайонной перепроверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налогоплательщиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико пыталось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к глобальным практикам ограничения баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *